События Messianic.ru

Отсчитай пятьдесят дней...

Главное событие месяца Сиван — дарование Торы Моисею на горе Синай. Это уникальное событие, не имеющее аналогов в истории человечества. Откровение Бога еврейскому народу произошло 6-го Сивана, в день, который стал праздником Шавуот.
В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую (Исх.19:1).
Что такое Тора? Тора на иврите означает «учение», так что под этим названием мы понимаем учение, которое было дано через Моисея всем сынам Израиля. Тора включает в себя как исторические события, которые происходили даже еще до создания человека, так и законы или заповеди, которые регламентируют жизнь и отношения человека в семье, обществе, с самим собой, и, самое главное, с Богом. Всего в законе содержится 613 заповедей, которые делятся на 365 заповедей запретительных и 248 разрешительных. Не случайно здесь мы встречаем число 365, именно столько дней в солнечном году, а 248, как говорят раввины, это число костей в человеческом скелете: «Ибо есть в человеке 248 членов (костей) в соответствии с 248 заповедями Торы «делай». И есть в человеке 365 жил, в соответствии с 365 заповедями «не делай» и в соответствии с 365 днями года».
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей (Исх.19:16,20).
Мидраш, приведенный в Талмуде, рассказывает о пребывании Моисея на горе Синай, где он получил Тору от Самого Бога: «Сказал рабби Иеѓошуа бен Леви: «В час, когда Моисей (Моше) поднялся на гору, ангелы-служители сказали Богу: «Владыка мира! Что делает среди нас рожденный женщиной?». Бог ответил: «Он пришел получить Тору». Они спросили: «И Ты собираешься дать созданиям из плоти и крови сокровище, которое было спрятано у Тебя еще до Сотворения Мира? Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? Как величественно Имя Твое во всей земле! Ты, Который дал славу Свою!» (Пс.8:5,2).
Бог сказал Моисею: «Ответь им». Моисей сказал: «Я боюсь, что они обожгут меня своим дыханием». Бог сказал: «Держись за трон Славы Моей и отвечай...» Моисей сказал: «Царь Вселенной, что написано в Торе, которую Ты дал мне?» — «Я Господь, Бог твой. Который вывел тебя из земли Египетской», — Ангелы, вы разве спускались в Египет? Вы были под властью фараона? Почему Тора должна быть вашей? Дальше сказано: «Не будет у вас других богов», — Разве вы живете среди других народов, служащих идолам? «Не клянись Именем Господа попусту», — Разве вы даете клятвы? «Помни день Субботний, чтобы святить его», — Разве вы работаете, и для вас Суббота отличается от будней? «Почитай отца и мать», — Разве у вас есть родители? «Не убивай, не кради, не прелюбодействуй», — Разве в вас есть побуждение ко злу? И ангелы согласились...» (Шаббат 88б-89а).
Уникальность Торы состоит в том, что она не была написана человеком, но является от начала Бытия до конца Второзакония святым откровением Самого Всевышнего. Вот почему Бог общался с Моисеем «лицом к лицу» (Исх.33:11; Втор.34:10). Бог говорил, а Моисей записывал. Считается даже, что Моисей записал под диктовку Бога последние стихи книги Второзакония, где говорится о смерти его самого. Раби Меир об этом говорил: «Последние строки Всевышний продиктовал Моисею. И он писал их, а слезы текли по его щекам».
Теперь давайте посмотрим, что ответили евреи Богу после получения Десяти Заповедей. Согласно Торе, они сказали наасе ве-нишма (Исх.24:7). Попробуем перевести и понять смысл этих слов. Наасе ве-нишма на русский язык обычно переводят так: «сделаем и послушаемся», и читающий Тору по-русски почти никогда не заостряет на этом месте своего внимания. А между тем в этих словах заключена одна из наиболее фундаментальных концепций иудаизма, особенно сложная и непривычная для восприятия людей, воспитанных в контексте европейской культуры: она показывает взаимосвязь между исполнением Торы и ее пониманием.
Само по себе слово наасе означает «будем делать», а в данном случае в него вкладывается смысл «будем соблюдать заповеди». Слово же нишма, которое обычно переводят как «будем слушать», очень многогранно; его корень шма имеет значения «слушать», «понимать», «вникать», «почувствовать», «проникать в смысл». Приставка ве приблизительно соответствует союзу «и». Важнейшее значение имеет порядок слов: наасе поставлено перед нишма.
Итак, общий перевод этого выражения таков: «сделаем и услышим», то есть «будем выполнять, и тогда поймем», то есть, прежде всего, нужно соблюдать заповеди, так как только после этого можно понять, что говорится в Торе. Так что тот, кто хочет изучать Тору, должен строго соблюдать заповеди, и только тогда ему откроется сокровенный смысл каждого ее слова.
В память о даровании Торы Бог учредил праздник Шавуот.
Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу (Лев.23:15-16).
6-го Сивана отмечается один из трех паломнических праздников (шалош регалим) — Шавуот. Это единственный праздник, дату которого Тора не указывает. Сказано лишь, что со дня принесения омера — хлебного приношения, сделанного из первого ячменя года, следует отсчитать семь полных недель (отсюда и название праздника — Шавуот переводится с иврита как «недели»), что равняется 49 дням. На пятидесятый день наступает праздник Шавуот. В этот день в Храм приносили два каравая хлеба, испеченных из первой пшеницы нового урожая. Поэтому праздник имеет еще два названия — Хаг ѓа-кацир («Праздник жатвы») и Йом ѓа-бикурим («День первых плодов»). В это время в стране Израиля начинают созревать первые плоды. В Торе предписано приносить в Храм первые созревшие плоды семи видов, которыми славится Земля Израиля: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики. И что самое главное – это праздник Cинайского Откровения, когда все евреи одновременно услышали десять заповедей. Произошло это в 2448 году от сотворения мира (1312 год до н.э.). Утром в день праздника читают десять заповедей, а также читают книгу Руфи (Мегилат Рут) в память о царе Давиде, который, по преданиям еврейской традиции, родился и умер в праздник Шавуот.
И еще одно из наиболее знаменательных событий, которое также произошло на праздник Шавуот — сошествие Святого Духа (Руах Ѓа-Кодеш). Йешуа обещал Своим ученикам (талмидим), что, когда Он вознесется на небо и воссядет одесную Отца, пошлет им вместо Себя Утешителя, Духа Святого (Лук.24:49; Ин.14:16-17). И повелел ученикам оставаться в Иерусалиме, доколе они не облекутся силой свыше. И вот, наступил праздник Шавуот, пятидесятый день после праздника Песах, когда Йешуа был казнен. По обычаю, исполняя заповедь Бога, все евреи Израиля и диаспоры собрались в Иерусалимском Храме. Но праздник начался необычно: «При наступлении Шавуота все ученики Йешуа были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).
Почему Бог решил излить Свой Святой Дух не когда-нибудь, а на праздник Шавуот? Дело в том, что именно 6-го Сивана, когда еврейскому народу была дарована Тора, Бог заключил с ним завет. Между дарованием Торы и сошествием Святого Духа в Шавуот существует множество сходств и параллелей. По этому поводу в своем комментарии к Новому Завету Давид Стерн пишет: «Намерение Бога состояло в том, чтобы заключить с Израилем Новый Договор (Завет) в понятных ему формах. Бог максимально использовал содержание еврейских праздников, выражая новые истины и подчеркивая их неразрывную связь со старыми истинами.
(1) В обоих случаях Тора была дана Божьему народу. На Синае Десять Заповедей были написаны перстом Божьим на каменных скрижалях, в то время как в Шавуот, когда на апостолов сошел Святой Дух, Тора была написана на скрижалях сердца (2Кор.3:6-18) во исполнение пророчеств Иеремии (31:31) и Иезекииля (36:26). (2) Оба события произошли в Шавуот. (3) Оба сопровождались явлениями Бога. (4) Оба сопровождались множеством языков (голосов ангелов). (5) Оба сопровождались огнем. Огонь на Синае был видим всему народу, в то время, как огонь в Иерусалиме разделился и сошел на каждого ученика отдельно. Таким образом, на Синае Тора была дана видимым образом всему народу, а в Иерусалиме Тора была вложена внутрь каждого верующего. (6) На Синае смешанная толпа (эрев рав, Исх.12:38), т.е. люди, присоединившиеся к еврейскому народу, шла вместе с Израилем. Подобно этому в Иерусалиме, на празднике Шавуот, присутствовали люди из разных стран. (7) Тора означает учение, а Святой Дух и есть Наставник, преподающий это учение (Ин.14:26; 15:26; 16:13).
Есть и еще несколько аспектов, которые объединяют дарование Торы и излияние Святого Духа. Пророк Исайя предсказывает, что Тора придет от Сиона: «Ибо от Сиона выйдет закон (Тора), и слово Господне — из Иерусалима» (2:3).
То, что произошло на праздник Шавуот во времена апостолов, явилось исполнением этого пророчества.
Так как Шавуот напоминает о даровании Торы, иногда его называют днем рождения иудаизма. Подобно этому, поскольку Бог дал Своему народу Святой Дух, этот день считается также днем рождения Первой Мессианской Общины. Праздник Песах можно назвать «днем рождения еврейского народа», так как в книге Исход (глава12), в дни первой Пасхи евреи впервые описаны как единый народ. Исходя из этого, можно предположить, что и Мессианская Община родилась в Песах, ибо именно тогда Йешуа умер и воскрес, и мы как община умерли и воскресли с Ним (Рим.6:1-8)».
То было не просто чудесное событие – оно послужило толчком к мощному миссионерскому движению. Импульс, полученный первыми учениками Йешуа, имел результатом, что Евангелие начало распространяться среди гоим (язычников). Постепенно Благая весть о спасении через Йешуа Мессию распространилась по всему миру, и множество народов пришло к познанию истинного Бога.
И еще одно событие произошло в месяце Сиван. 29-го Сивана 2449 года от сотворения мира (1311 год до н.э.) Моисей послал разведчиков в страну Ханаан, в землю, которую Бог обещал сынам Израилевым. Однако это событие обернется для евреев печалью (9-е Ава).
Статьи